Издательства деловой литературы выпускают сотни книг в год — даже если вы закончите курсы скорочтения, времени прочитать их все или самые-самые у вас не хватит. Эксперт Rabota.ru расскажет о 3 полезных, на ее взгляд, книгах, прочитать которые будет не лишним тем, кто ищет работу, и тем, кто пока ею доволен

Про резюме и подготовку к собеседованию

Одна из моих любимых книг — «Не торопитесь посылать резюме: Нетрадиционные советы тем, кто хочет найти работу свой мечты» Джеффри Дж. Фокса. Я прочитала ее более 10 лет назад, но с тех пор она не потеряла своей актуальности и была переиздана пять раз.

Основная идея, которую проносит автор через всю книгу: «вы — товар, ваше резюме — способствующая его сбыту рекламная литература, а работодатель — ваш покупатель».

Предлагаемый в книге план поиска работы напоминает технологию продаж — чаще всего мы покупаем товар, когда он вызывает у нас положительные эмоции или позволяет решить какую-то проблему. Вот и надо выявить проблему работодателя-покупателя! Но почему-то большинство кандидатов не считают нужным заранее подготовиться к собеседованию, ответив на вопрос, какую добавленную стоимость получит компания, если возьмет их на работу. Чего лукавить, иногда и ко мне на собеседования приходят кандидаты, которые не изучили корпоративный сайт компании, да и вообще не знают, чем компания занимается. На вопрос «Почему вы пришли к нам?» наиболее распространенный ответ: «Так вы же позвали…».

Под добавленной стоимостью может пониматься любая выгода (в зависимости от вакантной должности):

  • дополнительная прибыль компании,
  • снижение брака,
  • сокращение издержек и проч.

При поиске работы Фокс рекомендует обходить стороной отдел персонала, так как его сотрудники подходят к подбору формально. Доля правды в этом есть, не поспоришь. А самый эффективный способ поиска работы, по мнению Фокса, и я с ним соглашусь, — прямой поиск: обращение не в отдел персонала, а к тому человеку, который принимает решение о найме. Автор дает несколько подсказок, как выходить на таких людей. Некоторые тезисы кажутся спорными — без адаптации к российской действительности даже идеальный американский опыт будет неприменим. Но если отбросить то, что не подходит, то некоторые советы можно применить на практике. Например:

При поиске работы Фокс рекомендует обходить стороной отдел персонала, так как его сотрудники подходят к подбору формально. Доля правды в этом есть, не поспоришь.А самый эффективный способ поиска работы, по мнению Фокса, и я с ним соглашусь, — прямой поиск: обращение не в отдел персонала, а к тому человеку, который принимает решение о найме. Автор дает несколько подсказок, как выходить на таких людей. Некоторые тезисы кажутся спорными — без адаптации к российской действительности даже идеальный американский опыт будет неприменим. Но если отбросить то, что не подходит, то некоторые советы можно применить на практике. Например:

  • делать отдельные резюме для каждого работодателя (знаю, что большинство кандидатов ленятся это делать, рассылая одно и то же резюме всем подряд),
  • составлять «ударное» письмо к резюме — мы его чаще называем сопроводительным, но основной смысл заложен именно в семантике слова «ударный». Это значит, что нужно заполнить не шаблонное письмо, скаченное из интернета, а написать индивидуальное, под каждого работодателя. Кстати, примеры таких писем он также приводит. Да, это такая же затратная по времени работа, как и адаптация резюме под каждую вакансию, но она того стоит.

Автор приводит интересный прием — сопроводительное письмо-бумеранг, которое пишется на основе текста вакансии. То есть в таком письме используются слова и словосочетания из объявления. К слову, у нас не принято писать такие письма, но можно использовать этот прием при подготовке «ударного» сопроводительного письма и самого резюме.

И напоследок, в книге вы найдете план подготовки к собеседованию и советы, как его пройти.

Про самопрезентацию на собеседовании

Нередко ко мне на собеседования приходили кандидаты, идеально натренированные карьерными консультантами, но эта идеальность — обратная сторона искусственности. Задавая вопросы претендентам, я заранее знала ответы, и вроде они были правильные, но все попытки уйти в сторону, задавая нестандартные или узкие вопросы, часто заканчивались провалом для соискателя — ведь за этой натренированностью, как правило, скрывалась пустота.

Другая ситуация. Как-то я проводила эксперимент — начинала интервью с фразы «Расскажите о себе» — большинство кандидатов тушевались, не могли интересно, несбивчиво рассказать о себе или рассказывали совсем не то, что надо было (как говорится — «родился — учился — женился»).

А ведь подготовить эффективную самопрезентацию может любой, даже без помощи консультантов. Поможет книга супругов Беквитов, Гарри и Кристин (Клиффорд) «Сам себе бренд. Искусство самопрезентации». Эта книга — универсальное пособие для всех, кто хочет научиться презентовать себя, свои услуги или товары в разных ситуациях. Собеседование — не исключение.

Наводите порядок в делах, будьте проактивны! И вы непременно найдете работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.

Автор статьи - pixabay.com

Поделиться новостью